Время работы:вт, чт, пт, сб - 10:30-18:00 ср - 10:30-21:00

Выходные дни:понедельник

Адрес:Дворцовая площадь, 2

Ближайшая станция метро:Адмиралтейская

Посмотреть на карте
 
Государственный Эрмитаж - один из самых известных и грандиозных музеев мира. Музейный комплекс включает в себя семь зданий. Это - Зимний дворец, бывшая резиденция русских императоров, построенный в годы царствования Елизаветы Петровны; здания Малого и Большого (Старого) Эрмитажа и Эрмитажного театра, возведенные при Екатерине II; Новый Эрмитаж, пополнивший музейный комплекс в годы правления императора Николая I. В 1982 году в состав музея вошел Меншиковский дворец. В настоящее время Эрмитажу передано и здание Главного штаба на Дворцовой площади.
 
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage - уединенное место, приют отшельника), поскольку доступ к хранившимся там художественным коллекциям имели лишь августейшие особы и их приближенные. В 1852 году, при Николае I, Императорский Эрмитаж стал доступным для широкой публики.
 
В настоящее время в собрании Государственного Эрмитажа более 3-х миллионов экспонатов, значительная часть которых представлена в 400 залах музейного комплекса. Посетители часто спрашивают,  сколько времени необходимо затратить на ознакомление со всеми коллекциями музея. Ответ простой - понадобится вся жизнь. За одно посещение можно осмотреть, например, парадные залы, расположенные на втором этаже, в том числе: Георгиевский (Большой Тронный), самый большой по площади - Гербовый, Концертный, Александровский, уникальный Малахитовый зал, на отделку которого пошло свыше двух тонн лучших сортов уральского малахита, эффектный Павильонный зал, где находятся знаменитые часы «Павлин», Малую столовую, где были арестованы в 1917 году министры буржуазного Временного правительства. Там же, на втором этаже, представлена большая часть коллекций отдела западно-европейского искусства - произведения итальянской школы XIII-XX веков (работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело), коллекция испанской живописи, включающая шедевры кисти Эль Греко, Диего Веласкеса, Эстебана Мурильо, Франсиско Гойи. Компактно расположенные экспозиции нидерландской, фламандской и голландской живописи демонстрируют развитие искусства Нидерландов в исторической последовательности. В собрании - около 40 картин главы фламандской школы Питера Пауля Рубенса, изысканные и элегантные работы Антониса Ван Дейка, и, конечно же, гордость Эрмитажа - произведения Рембрандта ван Рейна. На 2-м и 3-м этажах музея можно полюбоваться памятниками искусства (в т.ч. прикладного) Германии, Англии, Франции. На 1-м этаже представлены памятники первобытной культуры, искусство народов Востока, Древнего Египта, Древней Греции и Рима.
 

Зимний дворец

Зимний дворец - самое большое здание музейного комплекса "Государственный Эрмитаж" - строился с 1754 по 1762 г. по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны как официальная царская резиденция. Автор проекта - выдающийся архитектор эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли. 

Трехэтажное здание, занимающее целый квартал, поражает грандиозностью масштаба и великолепием отделки. Разнообразие впечатлений, которые Зимний дворец производит с разных точек зрения, рождено и различным композиционным решением фасадов, которые при общей симметрии отличаются ритмами архитектурных форм, и богатством пластического декора. Причудливые очертания наличников, пышные коринфские капители колонн, сложные изгибы карнизов, изобилие статуй и ваз на крыше, нарядная окраска придают облику здания пышность, свойственную стилю русского барокко. 

Работы по строительству Зимнего дворца были завершены после смерти Елизаветы Петровны. С 1762 г. до февраля 1917 г., когда в результате революционного переворота была свергнута правящая династия Романовых, дворец являлся официальной императорской резиденцией русских монархов. 

С Зимним дворцом и его обитателями были связаны важнейшие события истории России, здесь протекала и частная жизнь русских монархов и членов их семей. Сохранившиеся дворцовые интерьеры, в которых ныне расположены коллекции музея "Государственный Эрмитаж", имеют не только художественную, но и историческую ценность.

Галерея драгоценностей Эрмитажа

Галерея драгоценностей, основу которой составила коллекция русской Императорской фамилии – это богатейшее собрание произведений ювелирного искусства. Две экспозиции Галереи драгоценностей знакомят с шедеврами мастеров разных стран и народов, культур и эпох, начиная с древнейших времен до начала XX века.

В «Золотой кладовой» представлены произведения древнегреческих мастеров, золото скифов, драгоценности стран Востока: Индии, Ирана, Китая, великолепные образцы восточного парадного оружия.

Начало коллекционированию в России золотых предметов так называемых «варварских» культур равнин Евразии было положено в 1715-1718 годах. Тогда в Санкт-Петербург по указу Петра I князь М.П. Гагарин прислал из Сибири 200 древних золотых изделий, получивших известность как Сибирская коллекция Петра I, которая в середине XIX века поступила в Эрмитаж.

Со временем в музее сложилось исключительное по разнообразию и богатству археологическое собрание, включающее шедевры античного ювелирного искусства. Большая его часть – археологические находки, сделанные во время раскопок курганов и некрополей Прикубанья, Поднепровья, Крыма, а также вблизи греческих городов в Северном Причерноморье: золотые ожерелья, серьги, гривны (шейные украшения) и другие уникальные изделия древних мастеров.

В «Бриллиантовой кладовой» представлены золотые изделия, шедевры ювелирного искусства мастеров Западной Европы и России, драгоценности из коллекций членов императорской семьи Романовых и частных собраний Петербурга, дипломатические подарки русскому Императорскому двору.

В 1714 году Петр I перевез из Москвы в Санкт-Петербург часть собрания московской Оружейной палаты: оружие, военные трофеи, предметы церковной утвари – иконы, кресты-мощевики, чаши, потиры и другие произведения московских ювелиров.

Императрица Анна Иоанновна, любившая роскошь, пополнила собрание дворцовых кладовых замечательными образцами парадной посуды и настольных украшений, выполненными немецкими мастерами, а время правления Елизаветы Петровны отмечено появлением разнообразных табакерок, которые, помимо прямого назначения, использовались либо в качестве награды, либо – интимного или дипломатического подарка. К концу XVIII века в Эрмитаже хранились часы и браслеты, веера и кольца, подвески и броши, украшения для прически и несессеры. Коллекция настольных часов была представлена работами английских, французских и швейцарских мастеров. Подробнее.

Начиная со  второй половины XVIII столетия, развивалось ювелирное искусство и в самом Санкт-Петербурге. По заказам Императорского Двора и русской знати здесь  изготавливались изысканные предметы роскоши. Всемирную славу петербургским ювелирам принесли работы мастерской Карла Фаберже, также представленные в Галерее драгоценностей.